Турист Елена Акимова (Kapuletta)
Елена Акимова — была 13 мая 21:39
Погрузилась в омут работы.... Скучаю по Туристеру...Скоро вернусь....
Фотоальбом

Сокровища Аахена. Карл Великий и его злато.

NIKON D7000
83 33
Аахен — Германия Январь 2014

Посещая земли Вестфалии, я все чаще стала задумываться, что совсем не знаю историю. Как Иван, не помнящий родства...Это в нашем государстве не поймешь, кто и где правду говорит, а в Европе-то все понятно. Завоевал-отнял - победил. Властвуй.

Вот Карл Великий, например, на первый взгляд - такой же завоеватель, но чем больше вникаешь в его жизнь, тем больше понимаешь - а ведь ГЕНИЙ! Не буду здесь жизнеописание его повторять. Скажу только, что глубоко тронута историей его жизни, силой его желания построить единое Христианское государство на Земле. Пережил 4 жены, имел 11 детей, правил почти 50 лет, и оставил такой след на земле, что по сей день и Германия, и Чехия - выпускают тонны литературы о его подвигах. Но "сердцем" его христианской деятельности  мне хочется поделиться. Я говорю об Аахенском Соборе, где покоятся и мощи самого императора и многие-многие святыни, которые ему удалось собрать  за время его правления.

Аахен – сакральная столица Европы. Наша история – не прямая, устремленная вперед, а причудливая спираль, которая иногда возвращает все на круги своя. Мысль об объединении Европы не нова. Более 1000 лет назад Европа уже получила урок глобализации. И он был преподан здесь, в Аахене.
Аахен – сакральная столица Европы. Наша история – не прямая, устремленная вперед, а причудливая спираль, которая иногда возвращает все на круги своя. Мысль об объединении Европы не нова. Более 1000 лет назад Европа уже получила урок глобализации. И он был преподан здесь, в Аахене.
Как и в других городах Вестфалии, слепой человек может понять масштаб Собора, внизу - небольшой исторический текст по истории храма.
Как и в других городах Вестфалии, слепой человек может понять масштаб Собора, внизу - небольшой исторический текст по истории храма.
Аахенский собор – видимый символ христианского могущества и единства новой империи. Сам Карл никогда не был в Константинополе, но Собор был построен в лучших традициях византийского зодчества.
Аахенский собор – видимый символ христианского могущества и единства новой империи. Сам Карл никогда не был в Константинополе, но Собор был построен в лучших традициях византийского зодчества.

Вскоре после завершения строительства Собора  император получил от папы  Римского необыкновенные дары, которые епископу Рима были переданы посланниками из Константинополя и Иерусалима (примерно в 798–799 гг.).  Это были изделия из ткани:
 
1. Одеяние Девы Марии (в виде женской туники), которое было на Божьей Матери, когда Она родила Иисуса  в Вифлееме в ночь Рождества;
 
2. Пелёнки (пелены)  младенца Иисуса Христа (во время побега святого семейства в Египет было холодно, у младенца Иисуса не было одежды, они были бедны, поэтому из одежды Иосифа сделали одежду для Иисуса)
 
3. Окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа, в которой Он умирал на Кресте;
 
4. Окровавленный  Плат, в который была завёрнута глава св. Иоанна Крестителя, после её усекновения.
Вскоре после завершения строительства Собора император получил от папы Римского необыкновенные дары, которые епископу Рима были переданы посланниками из Константинополя и Иерусалима (примерно в 798–799 гг.). Это были изделия из ткани: 1. Одеяние Девы Марии (в виде женской туники), которое было на Божьей Матери, когда Она родила Иисуса в Вифлееме в ночь Рождества; 2. Пелёнки (пелены) младенца Иисуса Христа (во время побега святого семейства в Египет было холодно, у младенца Иисуса не было одежды, они были бедны, поэтому из одежды Иосифа сделали одежду для Иисуса) 3. Окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа, в которой Он умирал на Кресте; 4. Окровавленный Плат, в который была завёрнута глава св. Иоанна Крестителя, после её усекновения.
Это так называемые «Четыре великие аахенские святыни», которые со временем были помещены, в т.н. «Реликварий Пресвятой Богородицы», в народе его называют «Ларец Марии».  Изготовлен был  он в 1220-1239 годах из дубового дерева и покрыт серебром и позолотой.

Мощи св. Карла находятся в другом золотом ковчеге.
 Дворцовая капелла становится святым местом, поток паломников постоянно растёт, Аахен становится главным пунктом паломнического пути к северу от Альп. Капелла занимает почётное место в одном ряду с такими паломническими целями как Иерусалим, Рим и Сантьяго де Компостелла. Первое массовое паломничество в Аахен состоялось в 1239 году – этот год также является датой изготовления драгоценного ковчега для хранения реликвий.
 
Начиная с 1239 года, каждые семь лет христиане (седьмого числа седьмого месяца) – получают возможность поклониться этим бесценным святыням во время проведения «Аахенских паломничеств». Последний раз это было в 2007 г.”
 
Каждые семь лет… Следующая возможность увидеть аахенские святыни – 2014 год.
Это так называемые «Четыре великие аахенские святыни», которые со временем были помещены, в т.н. «Реликварий Пресвятой Богородицы», в народе его называют «Ларец Марии». Изготовлен был он в 1220-1239 годах из дубового дерева и покрыт серебром и позолотой. Мощи св. Карла находятся в другом золотом ковчеге. Дворцовая капелла становится святым местом, поток паломников постоянно растёт, Аахен становится главным пунктом паломнического пути к северу от Альп. Капелла занимает почётное место в одном ряду с такими паломническими целями как Иерусалим, Рим и Сантьяго де Компостелла. Первое массовое паломничество в Аахен состоялось в 1239 году – этот год также является датой изготовления драгоценного ковчега для хранения реликвий. Начиная с 1239 года, каждые семь лет христиане (седьмого числа седьмого месяца) – получают возможность поклониться этим бесценным святыням во время проведения «Аахенских паломничеств». Последний раз это было в 2007 г.” Каждые семь лет… Следующая возможность увидеть аахенские святыни – 2014 год.
Сочетание плетеного орнамента с фигурами фантастических существ, выглядывающих из растительных сплетений романской капители.
Сочетание плетеного орнамента с фигурами фантастических существ, выглядывающих из растительных сплетений романской капители.
Тринадцать огромных стрельчатых окон высотой в 25 метров заливают пространство хора всеми цветами радуги: в окна вставлены многоцветные витражи (существующие сегодня витражи - поздние, они относятся уже к XX веку).
Тринадцать огромных стрельчатых окон высотой в 25 метров заливают пространство хора всеми цветами радуги: в окна вставлены многоцветные витражи (существующие сегодня витражи - поздние, они относятся уже к XX веку).
Без малого шестьсот лет, когда паломники могли видеть реликвии, в Аахене бытовала интересная традиция. Фигурка Богородицы на реликварии – съёмная. Каждые семь лет верующие могли видеть маленькую дверку раки, она находится за фигурой Девы Марии. Когда реликвии возвращали назад, дверку закрывали маленькими замочками и опечатывали свинцом на следующие семь лет. Ключи от от замочков распиливались надвое  и  раздавались на хранение церковным служащим и членам городского совета – эти два института отвечали за сохранность святынь. Так называемое право со-опеки ключей существовало с 1424 года до начала ХХ -го века. Миниатюрные замочки от раки Девы Марии сейчас выставляются в сокровищнице капеллы. Я их покажу в конце альбома.
Без малого шестьсот лет, когда паломники могли видеть реликвии, в Аахене бытовала интересная традиция. Фигурка Богородицы на реликварии – съёмная. Каждые семь лет верующие могли видеть маленькую дверку раки, она находится за фигурой Девы Марии. Когда реликвии возвращали назад, дверку закрывали маленькими замочками и опечатывали свинцом на следующие семь лет. Ключи от от замочков распиливались надвое и раздавались на хранение церковным служащим и членам городского совета – эти два института отвечали за сохранность святынь. Так называемое право со-опеки ключей существовало с 1424 года до начала ХХ -го века. Миниатюрные замочки от раки Девы Марии сейчас выставляются в сокровищнице капеллы. Я их покажу в конце альбома.
Уехать из Аахена и не зайти в сокровищницу, подобно тому, что побывать в Вене и не посмотреть корону Священной Римской Империи.
Уехать из Аахена и не зайти в сокровищницу, подобно тому, что побывать в Вене и не посмотреть корону Священной Римской Империи.
Первым делом обратим внимание на МРАМОРНЫЙ САРКОФАГ, в котором  похоронили Карла Великого и рядом с которым, по преданию, обрели его мощи. Саркофаг греко-римской работы украшен мифологической сценой похищения Прозерпины.
Саркофаг пережил немало потрясений. Датируется он III веком нашей эры, выполнен в Риме. В 1796 году французы вывезли его в Париж, но по условиям мира, в 1815 году святыню возвратили в Аахен.
Первым делом обратим внимание на МРАМОРНЫЙ САРКОФАГ, в котором похоронили Карла Великого и рядом с которым, по преданию, обрели его мощи. Саркофаг греко-римской работы украшен мифологической сценой похищения Прозерпины. Саркофаг пережил немало потрясений. Датируется он III веком нашей эры, выполнен в Риме. В 1796 году французы вывезли его в Париж, но по условиям мира, в 1815 году святыню возвратили в Аахен.
РЕЛИКВАРИЙ С ТРЕМЯ ШПИЛЯМИ  датируют 1370-1390 годами. Название мощевика сразу даёт представление о форме раки – часовня с тремя башнями. Внутри башен расположены фигуры святых – Иоанна Крестителя, Спасителя и маленькая статуя коленопреконённого донатора в одеянии священника. В верхних частях шпилей расположены цилиндры из горного хрусталя, куда и вложены частички мощей. На свитках внутри хрустальных сосудов написано, какие мощи здесь хранятся. Венчают композицию три больших сапфира редкого бледно-голубого цвета.
РЕЛИКВАРИЙ С ТРЕМЯ ШПИЛЯМИ датируют 1370-1390 годами. Название мощевика сразу даёт представление о форме раки – часовня с тремя башнями. Внутри башен расположены фигуры святых – Иоанна Крестителя, Спасителя и маленькая статуя коленопреконённого донатора в одеянии священника. В верхних частях шпилей расположены цилиндры из горного хрусталя, куда и вложены частички мощей. На свитках внутри хрустальных сосудов написано, какие мощи здесь хранятся. Венчают композицию три больших сапфира редкого бледно-голубого цвета.
Во время правления Фридриха Барбароссы, от мощей Карла Великого отделили его правую руку, как символ силы и власти императора и сделали её особо почитаемой святыней. Для этого десницу поместили в отдельном ковчеге в форме руки.
Во время правления Фридриха Барбароссы, от мощей Карла Великого отделили его правую руку, как символ силы и власти императора и сделали её особо почитаемой святыней. Для этого десницу поместили в отдельном ковчеге в форме руки.
Реликварий в виде бюста Карла Великого   сделан из дерева и покрыт чеканным позолоченным серебром. Интересно, что хотя мощевик нельзя считать точным портретным изображением короля, но он явно имеет некоторое сходство с лицом Карла Великого. Рядом в золотом мощевике расположены важные святыни:  
частички гвоздя с Распятия Христа, тернового венца, деревянного креста Распятия и губки, а кроме этого - кость от ноги Карла Великого , три зуба императора, волос Иоанна Крестителя, частички мощей Иоанна Евангелиста, святого Николая и святой Екатерины.
Реликварий в виде бюста Карла Великого сделан из дерева и покрыт чеканным позолоченным серебром. Интересно, что хотя мощевик нельзя считать точным портретным изображением короля, но он явно имеет некоторое сходство с лицом Карла Великого. Рядом в золотом мощевике расположены важные святыни: частички гвоздя с Распятия Христа, тернового венца, деревянного креста Распятия и губки, а кроме этого - кость от ноги Карла Великого , три зуба императора, волос Иоанна Крестителя, частички мощей Иоанна Евангелиста, святого Николая и святой Екатерины.
КРЕСТ ЛОТАРЯ – одна из старейших святынь Аахена. Древние ювелиры сделали его около 1000 года из золота, позолоченного серебра, самоцветов, жемчуга. В нижней части креста закреплёна камея из горного хрусталя с изображением короля Лотаря (годы правления – 855-869). По кругу хорошо видна надпись “XPE ADIVVA GLOTARUM REG” (Господи, помогай королю Лотарю).
КРЕСТ ЛОТАРЯ – одна из старейших святынь Аахена. Древние ювелиры сделали его около 1000 года из золота, позолоченного серебра, самоцветов, жемчуга. В нижней части креста закреплёна камея из горного хрусталя с изображением короля Лотаря (годы правления – 855-869). По кругу хорошо видна надпись “XPE ADIVVA GLOTARUM REG” (Господи, помогай королю Лотарю).
ЛИЦЕВАЯ ПАНЕЛЬ АЛТАРЯ С АПОСТОЛАМИ. Её создали мастера из Аахена в 1481 году. Десять из двенадцати панелей выполнены в одном стиле. Апостолы сидят рядом на простых скамьях, некоторые из них повёрнуты лицом друг к другу. Узнать святых довольно просто, ведь они изображены со своими символами и атрибутами. Тринадцатая фигура в нижнем ряду очень забавна. Скорее всего, мастер изобразил заказчика панели. Одет он в ризу церковного каноника того времени и держит у глаз складные очки!
ЛИЦЕВАЯ ПАНЕЛЬ АЛТАРЯ С АПОСТОЛАМИ. Её создали мастера из Аахена в 1481 году. Десять из двенадцати панелей выполнены в одном стиле. Апостолы сидят рядом на простых скамьях, некоторые из них повёрнуты лицом друг к другу. Узнать святых довольно просто, ведь они изображены со своими символами и атрибутами. Тринадцатая фигура в нижнем ряду очень забавна. Скорее всего, мастер изобразил заказчика панели. Одет он в ризу церковного каноника того времени и держит у глаз складные очки!
МАДОННА С ДОНАТОРОМ – шедевр немецкого ювелирного искусства середины XIV века. Немного склонившаяся вперёд Дева Мария держит Младенца Иисуса на руках, а он пальчиком указывает на заказчика, преклонившего перед ним колена. Большой аквамарин на груди Богородицы скрывает отделение для хранения святых реликвий. Заказчик в кадр не попал. Условия для съемки были никакими.
МАДОННА С ДОНАТОРОМ – шедевр немецкого ювелирного искусства середины XIV века. Немного склонившаяся вперёд Дева Мария держит Младенца Иисуса на руках, а он пальчиком указывает на заказчика, преклонившего перед ним колена. Большой аквамарин на груди Богородицы скрывает отделение для хранения святых реликвий. Заказчик в кадр не попал. Условия для съемки были никакими.
Скульптура ДЕВЫ МАРИИ С МЛАДЕНЦЕМ изготовлена в 1280 году из позолоченного серебра. Она установлена на постамент, который, вероятно, ранее использовали как мощевик. Корона с цветками лилий украшена самоцветами, а цветок в руках Богородицы сделан из благородного аметиста. На оборотной стороне фигуры находится небольшая дверка, она служила реликварием. Такие мощевики часто встречались в готических храмах.
Скульптура ДЕВЫ МАРИИ С МЛАДЕНЦЕМ изготовлена в 1280 году из позолоченного серебра. Она установлена на постамент, который, вероятно, ранее использовали как мощевик. Корона с цветками лилий украшена самоцветами, а цветок в руках Богородицы сделан из благородного аметиста. На оборотной стороне фигуры находится небольшая дверка, она служила реликварием. Такие мощевики часто встречались в готических храмах.
Серебряная позолоченная КОРОНА МАРГАРИТЫ ЙОРКСКОЙ сделана в 1461 году в Англии. Широкое основание короны украшено двумя рядами жемчужин. На нём можно разглядеть буквы Margarit(a) de (Y)o(r)k. На нижней части зубцов чередуются буквы С и М. В центре короны – белая роза Йорков окружена алмазами, а на её оборотной стороне – герб Бургундской династии Валуа. Возможно, Маргарита надевала эту корону во время коронации брата, Эдуарда IV в 1461 году, а семь лет спустя – на свою собственную свадьбу, её мужем стал Карл Смелый, венчались молодые в Дамме, по другим сведениям – в Брюгге (где Карл Смелый и похоронен). Буквы С и М – инициалы супругов, С означает Charles, то есть Карл.

Известно, что 22 июля 1474 года Маргарита Йоркская приехала в Аахен и провела в городе некоторое время. Тогда же, или немного позже, герцогиня вложила корону в королевскую капеллу как венец для статуи Девы Марии. До настоящего времени корону выносят во время процессии святых реликвий. Она совсем не большая по размеру и ею украшают голову скульптуры младенца Христа.
Серебряная позолоченная КОРОНА МАРГАРИТЫ ЙОРКСКОЙ сделана в 1461 году в Англии. Широкое основание короны украшено двумя рядами жемчужин. На нём можно разглядеть буквы Margarit(a) de (Y)o(r)k. На нижней части зубцов чередуются буквы С и М. В центре короны – белая роза Йорков окружена алмазами, а на её оборотной стороне – герб Бургундской династии Валуа. Возможно, Маргарита надевала эту корону во время коронации брата, Эдуарда IV в 1461 году, а семь лет спустя – на свою собственную свадьбу, её мужем стал Карл Смелый, венчались молодые в Дамме, по другим сведениям – в Брюгге (где Карл Смелый и похоронен). Буквы С и М – инициалы супругов, С означает Charles, то есть Карл. Известно, что 22 июля 1474 года Маргарита Йоркская приехала в Аахен и провела в городе некоторое время. Тогда же, или немного позже, герцогиня вложила корону в королевскую капеллу как венец для статуи Девы Марии. До настоящего времени корону выносят во время процессии святых реликвий. Она совсем не большая по размеру и ею украшают голову скульптуры младенца Христа.
В Сокровищнице много средневековой живописи.
В Сокровищнице много средневековой живописи.
В подвале Сокровищницы мы нашли вот такие ясли.
В подвале Сокровищницы мы нашли вот такие ясли.
РЕЛИКВАРИЙ В ФОРМЕ ДИСКА датируется серединой XIV века. Такая форма реликвария произошла, вероятно, от литургического опахала .
РЕЛИКВАРИЙ В ФОРМЕ ДИСКА датируется серединой XIV века. Такая форма реликвария произошла, вероятно, от литургического опахала .
 В центральной части диска хранится четыре реликвии, их можно видеть сквозь прозрачные окошки хрустальных капсул. Пятая, самая главная реликвия – частичка губки, орудие мученичества Христа, видна в самом центре мощевика.
Два ангела по сторонам диска когда-то служили сосудами для воды, на их груди сохранились носики. Над подставками под их ногами видны буквы A и V указывающие, что в одном из них хранилась святая вода: А – aqua, а в другом – вино: V – vinum. Скорее всего этот реликварий сделали в мастерских Карла Великого, на это указывают подобные предметы, хранящиеся в Лувре.
В центральной части диска хранится четыре реликвии, их можно видеть сквозь прозрачные окошки хрустальных капсул. Пятая, самая главная реликвия – частичка губки, орудие мученичества Христа, видна в самом центре мощевика. Два ангела по сторонам диска когда-то служили сосудами для воды, на их груди сохранились носики. Над подставками под их ногами видны буквы A и V указывающие, что в одном из них хранилась святая вода: А – aqua, а в другом – вино: V – vinum. Скорее всего этот реликварий сделали в мастерских Карла Великого, на это указывают подобные предметы, хранящиеся в Лувре.
Здесь хранится пояс Богородицы.
Здесь хранится пояс Богородицы.
А это - пояс Спасителя.
А это - пояс Спасителя.
За стеклом - веревки, которыми Иисус был привязан к кресту.
За стеклом - веревки, которыми Иисус был привязан к кресту.
Большую часть   времени ковчег с реликвиями закрыт, но один раз в 7 лет его открывают для массового поклонения. В европейской традиции это называют Высоким паломничеством. Снимаются замки, и перед паломниками предстают пелены Христа. Пелена по форме напоминает рукав, видимо, отпоротый от одежды Иосифа. Рубашка Пресвятой Девы Марии, в которой она родила сына, тщательно хранилась ей, как и всеми иудейскими женщинами по их традиции.
Большую часть времени ковчег с реликвиями закрыт, но один раз в 7 лет его открывают для массового поклонения. В европейской традиции это называют Высоким паломничеством. Снимаются замки, и перед паломниками предстают пелены Христа. Пелена по форме напоминает рукав, видимо, отпоротый от одежды Иосифа. Рубашка Пресвятой Девы Марии, в которой она родила сына, тщательно хранилась ей, как и всеми иудейскими женщинами по их традиции.
Некоторые из тех самых замков....
Некоторые из тех самых замков....
У этого ключа пока нет замка, он выполняет свой долг, заперев Ларец со святынями . 7 июля этого года замок  будет распилен и помещен сюда  на вечное хранение.
У этого ключа пока нет замка, он выполняет свой долг, заперев Ларец со святынями . 7 июля этого года замок будет распилен и помещен сюда на вечное хранение.
Христианская вера была для Карла Великого превыше всего.
Христианская вера была для Карла Великого превыше всего.
Аахен уже никогда не станет столицей и центром Европы, но его святыни каждый день будут напоминать нам о том, кто в последние дни земной жизни молился о НАШЕМ Единстве.
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что  Ты послал Меня»  Евангелие от Иоанна.
Аахен уже никогда не станет столицей и центром Европы, но его святыни каждый день будут напоминать нам о том, кто в последние дни земной жизни молился о НАШЕМ Единстве. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» Евангелие от Иоанна.
Комментарии к альбому